Ближайшие несколько сообщений будут посвящены семинару для нотариусов, прошедшему во Львове 24 февраля 2012 года. Однако хочу заметить, что мой блог не посвящается только нотариусам и всем, кто связан с нотариальной деятельностью. Планируется публикация интересных заметок о нотариальной и юридической деятельности в Украине и за ее пределами, а так же просто то, что интересно будет почитать кому угодно.
Налогообложение нотариальной деятельности на первый взгляд не является сложным вопросом, если учесть, что все основные требования изложены в статье 178 Налогового кодекса Украины, которая регулирует налогообложение граждан, осуществляющих независимую профессиональную деятельность. Однако существует ряд коллизий и неточностей, на которые я хотела бы обратить Ваше внимание ниже. Буду рада, если это окажется полезным для моих читателей и коллег — нотариусов. Начнем с наиболее актуального и волнующего многих вопроса:
Каков алгоритм расчета совокупного дохода нотариуса и использования ставки налога 15% и 17 %?
Как гласит статья 167.1 Налогового кодекса Украины « в случае, если сумма полученных плательщиком налогов в учетном месяце доходов, превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы, ставка налога составляет 17% от суммы превышения». Таким образом, расчет совокупного дохода происходит ежемесячно, соответственно и ставка налога 15% либо 17% начисляется на доход, полученный за учетный месяц. А перерасчет ставки налогов путем суммирования всех месячных доходов за учетный год и вычисление среднемесячного годового налогооблагаемого дохода — является неправильным методом. Данное мнение идет вопреки абзацу 3 статьи 167.1 Налогового кодекса Украины, в котором четко обрисован механизм расчета налогооблагаемого дохода.
Как определяется кратность продаж транспортного средства в течении отчетного периода для отчисления подоходного налога с продавца?
Нотариус при оформлении договора отчуждения транспортного средства среди прочих документов должен затребовать от продавца заявление о кратности продаж транспортных средств в течении текущего отчетного года. Данная позиция удовлетворяет требования налоговой инспекции, однако, на мой взгляд, необходимо затребовать от клиента справку Госавтоинспекции, в которой будут отображаться данные автоматизированной информационно-поисковой системы о количестве, снятых с учета транспортных средств, поскольку при оформлении заявления нотариус лишь удостоверяет подлинность подписи заявителя, а не информацию, изложенную в заявлении.
Необходима ли экспертная оценка недвижимости, когда нет объекта налогообложения при оформлении договора отчуждения недвижимого имущества?
Касательно Постановления КМУ от 26.10.2011 года «Некоторые вопросы определения оценочной стоимости недвижимого имущества и объектов незавершенного строительства (далее –ОНС), которые подлежат продаже (обмену)» , которым утвержден порядок определения оценочной стоимости недвижимого имущества и ОНС. Согласно п. 172.3 статьи 172 Налогового кодекса Украины доход от продажи объекта недвижимости определяется исходя из цены, определенной в договоре купли-продажи, но в любом случае не ниже оценочной стоимости такого объекта. Следует отметить, что речь идет не о доходе, который налогоблагается, а про определение оценочной стоимости для начисления налога независимо от того, налогооблагается этот доход либо не налогооблагается. Итак, исходя из разъяснений налоговой инспекции, экспертная оценка недвижимости необходима в любом случае.
Выступает ли нотариус налоговым агентом?
Нотариус выступает налоговым агентом лишь в том случае, когда использует наемный труд — то есть при начислении заработной платы наемным рабочим. Во всех других случаях (при оформлении сделок отчуждения) нотариус не выступает налоговым агентом.